Кафедральный собор Палермо

Кафедральный собор Палермо

Кафедральный собор столицы Сицилии, как и другие значимые памятники архитектуры острова, является совместным творением восточных и западных мастеров. Собор с разнообразными стилевыми элементами, характерными для разных столетий (арабо-норманнский, готика, классицизм), выглядит причудливо, но при этом очень органично и монументально. Здесь происходила коронация королей Сицилии, здесь же покоятся их останки в саркофагах из мрамора и порфира с резьбой и инкрустацией из жемчуга, драгоценных камней, золота. 

В соборе можно увидеть саркофаги Роджера II, Констанции Норманнской, Генриха VI, Фридриха II, Констанции Арагонской, Педро II. Большой интерес для туристов представляет сокровищница с церковной утварью, ценными церковными и королевскими экспонатами. Собор украшен многочисленными росписями, мозаикой, фресками, великолепными скульптурами. Особая ценность главного столичного собора для прихожан – это мощи святой Розалии, перенесенные в храм в 1624 г. Святая Розалия, жившая в 12 столетии, известна как покровительница Палермо. Ее скульптурный силуэт венчает фонтан на соборной площади. Палермцы верят, что мощи святой спасли город от надвигающейся эпидемии чумы.

Сицилия. Палермо. Южный фасад Кафедрального собора и соборная площадь 

История собора уходит корнями далеко в прошлое. Еще в 4 веке жители Палермо построили раннехристианскую базилику. Место для церкви было выбрано не случайно именно там, где проводились первые службы епископом Мамилианом. На том месте, где сам епископ и множество христиан приняли мученическую смерть. Строительство церкви стало возможным после прекращения гонений на христиан согласно положениям Миланского эдикта в 313 году. Благодаря этому документу императора Константина все религии уравнивались, и предоставлялась свобода вероисповедания. Как это часто бывает, первоначальное здание было разрушено. Над церковью надругались вандалы.

Позднее, в 6 веке, уже при византийцах была построена новая церковь в честь Девы Марии. На сегодняшний день сохранилась только часть так называемой «нижней» церкви – крипта, по форме базилики. В 831 году сарацины, захватившие Палермо, переделали храм в мечеть. Но наибольшую известность и главенствующую роль храм получил при норманнах, которые в первый же день празднования своей победы (6 января 1072) освятили арабскую мечеть, вернув ей статус христианского собора.

На протяжении следующего столетия были проведены все работы по перестройке собора, фактически возводимого заново. От мечети осталась лишь колонна южного портика. На колонне можно увидеть цитаты из Корана. По завершении работ храм освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы (1185). Примечательно, что восточная часть собора и сегодня сохранила свой арабо-норманнский облик. Узнаваемые элементы которого – ложные арки, стрельчатые, узкие окна, инкрустации из лавового камня, растительные орнаменты.

Но и на этом не закончились архитектурные изменения. Храм достраивали и дополняли новыми помещениями и элементами на протяжении всех последующих эпох:

·         ризницы (13 в);

·         западный портал, дополненный башнями, все в готическом стиле (14-15 вв.);

·         колоннада южного входа;

·         деревянные хоры и купол (15 в);

·         мраморное ретабло – заалтарный образ, достигающий потолка со скульптурами (16 в);

·         колоннада северного входа и новая ризница (16 в).

Испанские мастера также установили часы на одной из башен, окружили соборную площадь мраморной балюстрадой и украсили фонтаном и статуями святых.

Сицилия. Палермо. Кафедральный собор

Значительные изменения внешности собора произошли в 18-19 вв. – реконструкция флорентийского архитектора Фердинандо Фуга. Внутренние помещения были переделаны в неоклассическом стиле, боковые нефы расширили и построили 14 капелл, куда перенесли королевские захоронения. Капеллы значительно изменили размеры собора, здание перестало напоминать классический вид базилики. Над капеллами возвели маленькие купола и один большой над центральным нефом, что значительно изменило характерный норманнский стиль.

Переделки коснулись и двух входов в храм, северный вход убрали, а южный перенесли, что придало собору классический, более сдержанный вид. Деревянный резной потолок заменили каменным низким сводом. Нельзя посмотреть сегодня и мраморное ретаболо Гаджини, его полностью разобрали, остались только статуи, которые разместили перед пилонами. Последний штрих в архитектурно-стилевое решение храма внес Эммануэле Палаццотто. Его проект – главная колокольня собора. Некоторые исследователи назвали такую реконструкцию «разрушительной». В середине 20 века колокольную башню украсила скульптура Мадонны, пол храма облицевали мрамором.

Посмотреть все великолепие собора можно с 8:30 до 18:00 в будние дни, с 11:00 до 18:00 в выходные. В 7:30 и 18:00 в соборе проходит месса, в это время доступ туристам в храм запрещен. Вход в крипты, сокровищницу, гробницу платный – 3 евро.

Собор расположен в 20 минут пешей прогулки от вокзала на Corso Vittorio Emanuele. Необходимо следовать по улице Via Maqueda, далее по Via Vittorio. От Палатинской капеллы можно пройти по ул. Via del Bastione, свернуть налево на Via Bonanno, далее направо по улице Via Vittorio Emanuele.

  • Кафедральный собор Палермо 0
  • Кафедральный собор Палермо 1
Кафедральный собор Палермо 0 Кафедральный собор Палермо 1